«

»

ПРО СТАН ТА ПЕРСПЕКТИВИ ВИЩОЇ ГІДРОМЕТЕОРОЛОГІЧНОЇ ОСВІТИ В УКРАЇНІ: УРОКИ ТА ПРОПОЗИЦІЇ

Степаненко С.М., професор, доктор фізико-математичних наук,

ректор Одеського державного екологічного університету


На структуру подготовки специалистов в любой отрасли влияют, по крайней мере, два фактора:

  • структура системы образования, принятая в той или иной стране,
  • структура и потребности той отрасли, в которую идут работать выпускники.

В системе высшего образования в Украине за последние 25 лет произошли кардинальные изменения, которые оказали существенное влияние на структуру подготовки специалистов в области гидрометеорологии. Какие же это изменения?

Во-первых, на смену подготовке инженеров и техников соответствующей гидрометеорологической специальности пришло ступенчатое высшее образование, в котором с сентября 2014 года нет места ни техникам, ни существовавшим на смену им младших специалистам, ни специалистам:

  • бакалавра – 1-я ступень высшего образования;
  • магистр – 2-я ступень высшего образования.

В Закон «О высшем образовании» существует еще и такая ступень высшего образования как «младший бакалавр», но что это и как его готовить пока никто не знает. Как и неясна судьба младших специалистов, которым уготована дорога в профессионально-техническое образование, финансируемое из местных бюджетов.

Естественно, что такие кардинальные изменения в подготовке специалистов гидрометеорологического профиля должны быть соотнесены с требованиями ВМО по подготовке специалистов.

Во-вторых, исчезла узкопрофессиональная гидрометеорологическая подготовка специалистов в техникумах и в вузах, которая создавалась в Украине на протяжении последних 80-100 лет и которой по праву можно было гордиться. С 2015 года направление подготовки «Гидрометеорология» и соответствующие ей семь специальностей включены в объединенную с направление «Геология» единую специальность «Науки о Земле» при молчаливом безучастии соответствующих правительственных структур. К сожалению, не оказал никакого воздействия на принятые Министерством образования и науки Украины решения и Закон Украины «О гидрометеорологической деятельности»

Эти изменения неизбежно и существенно отразятся на теоретических и  практических  компетентностях выпускника по новой специальности «Науки о Земле», что опять же необходимо соотносить с требованиями ВМО к уровню квалификации персонала соответствующих гидрометеорологических подразделений. Начало положено для авиационных метеорологов.

В-третьих, произошли существенные сокращения объемов подготовки специалистов по гидрометеорологическим специальностям. Только за последние несколько лет объемы приема упали в десятки (!) раз. И пока никто не анализировал адекватность этих новых объемов кадровым потребностям гидрометслужбы.

В-четвертых, практически отсутствует система распределения выпускников-гидрометеорологов. Не более 2-5% из них ежегодно устраиваются на работу по специальности, поэтому кадровые вакансии на местах заполняются теми, кто согласился работать на тех условиях, которые предлагает гидрометеорологические подразделения. И зачастую это люди, имеющие далекое от гидрометеорологии образование.

В-пятых, с 2016 года исчез такой вид образовательной деятельности как «переподготовка», что потребует существенной корректировки системы повышения квалификации кадров гидрометслужбы.

В-шестых, материальная база практической подготовки студентов существенно устарела, а ее обновление не финансируется государством. Финансовое положение учебных заведений не позволяет проводить закупки нового профессионального оборудования. В этих условиях выпускники не имеют достаточных практических навыков для работы с новой техникой в подразделениях гидромеслужбы.

Таким образом, кардинальные изменения структуры подготовки гидрометеорологических кадров в Украине требуют серьезного анализа их влияния на уровень работы соответствующих гидрометеорологических подразделений и незамедлительных совместных действий.

Второй составляющей факторов, существенно влияющих на структуру подготовки специалистов, является уровень и качествовлияния производства на содержание гидрометеорологического высшего образования.

К большому сожалению, можем констатировать, что пока что это влияние слишком слабое, и далее общих пожеланий дело не идет.

Очерченные выше проблемы требуют немедленной разработки стратегии кадрового обеспечения гидрометслужбы на ближайшие 10 лет.

Но гидрометслужба должна прежде сама всего определится по целому ряду вопросов, которые и составляют ядро её кадровой политики на ближайшие 5-10 лет, ибо подготовка кадров чрезвычайно инерционная система и изменения, которые мы можем провести сейчас, скажутся в лучшем случае через 5 лет. К таким вопросам мы бы отнесли, прежде всего:

  • уточнение распределения должностей, которые могут занимать в гидрометслужбе выпускники с дипломами младшего бакалавра, бакалавра, специалиста и магистра;
  • определение минимального уровня теоретической и практической подготовки (набора компетентностей), который требуется от работника, занимающему соответствующую должность в службе, и, в первую очередь, для первичных должностей, которые могут занимать выпускники.